Тревога

«Тревога – мать спектакля в нашем психическом театре», – написала в одной из своих книг психоаналитик Джойс МакДугалл. И я бы хотела сегодня затронуть тему Тревоги в жизни человека, поскольку с того самого времени, когда я начала учиться в Сибирском институте психоанализа, проходить личный анализ, а затем и практиковать, для меня эта фраза наполняется все большим количеством смыслов и находит подтверждение как в собственных сценариях поведения, так и в рассказах о своей жизни моих друзей, знакомых и, конечно, анализантов.

Склонности к переживаниям в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые реально к этому не располагают, состояние безотчётного страха, неопределённое ощущение угрозы, настороженность и подавленное настроение, затруднённость контактов с окружающим миром, заниженная самооценка и пессимистическое отношение к жизни, фобии, панические атаки, психосоматические заболевания… «Вопрос о симптомах, которые мы выбираем, чтобы справиться с тревогой, вечно остаётся открытым», – написала там же МакДугалл.

Поскольку невротические симптомы рассматриваются как избегание неприятных переживаний, связанных с тревогой, на мой взгляд это понятие имеет центральное значение для всего психоанализа. Жак Лакан точкой рождения тревоги называл «разрез», который происходит на теле – общем теле матери и ребёнка в момент его рождения. Таким образом, тревога – это всегда реакция не на внешнюю угрозу, а на внутреннюю. При этом угрозу, которую никак нельзя назвать, ведь в это время ребёнок реагирует на происходящее не словами, а ощущениями в теле. Более того, ребёнок и после рождения какое-то время продолжает воспринимать тело матери как своё собственное. И только спустя время он испытывает утерю своего первого объекта – груди (на оральной фазе развития). Материнской груди как части своего тела. И в этот момент тревога выходит на новый этап функционирования, обретает то сигнальное значение, которое теперь будет занимать место между утерянным объектом и возникшим желанием как-то заполнить образовавшийся «вырез». В жизни ребёнка будут и другие «вырезы», теперь уже на анальной и фаллической фазах. Но структуру тревоги сформирует объект той фазы, на которой произойдёт фиксация.

При невротической структуре личности (а о тревоге мы можем говорить исключительно в этом ключе) субъект обязательно что-то утрачивает.

Жак Лакан в десятом томе привёл формулу Тревоги. В его интерпретации Тревога – это отношение субъекта с утраченным объектом. Будет ли субъект стремиться сам стать этим объектом для Другого – то есть снова стать полным и наслаждается (в страдании), либо соглашается с утратой, и у него возникает желание чем-нибудь восполнить нехватку. И тогда в Другом он будет искать утерянный объект или заполнять пустоту работой, вещами или чем-то другим.

Любое приближение субъекта к утерянному объекту вызывает тревогу. И субъект в этот момент либо идёт дальше – в сторону своего желания, но сознание вытесняет желание, которое всегда воспринимается как парадоксальное, эксцентричное, неустойчивое, девиантное и скандальное, так что субъекту на этом пути приходится, прямо скажем, нелегко, ведь желание представляет для сознания угрозу! Истинное желание всегда оказывается неисполненным, оно заменяется суррогатами и пустышками. Либо субъект регрессирует на этап, когда он был полным и сам становится объектом для Другого, что тоже не сулит ему счастья и благоденствия. Конечно, выбор этот субъектом не осознается, но иногда он может ощущать тревогу, от которой стремится уйти с помощью каких-то повторяющихся действий или телесных симптомов. Стоит отметить, что тревога может напрямую преобразовываться в телесный симптом без осознания её как чувства.

Ещё Зигмунд Фрейд обнаружил, что такие симптомы, как нарушение сердечной деятельности, дыхания, приступы потливости, головокружения, сужение сосудов могут как сопровождать приступы тревоги, так и полностью заменять их. Телесная симптоматика появляется здесь как результат отклонения соматического возбуждения от психики, куда доступ запрещён.

Ещё Зигмунд Фрейд обнаружил, что такие симптомы, как нарушение сердечной деятельности, дыхания, приступы потливости, головокружения, сужение сосудов могут как сопровождать приступы тревоги, так и полностью заменять их. Телесная симптоматика появляется здесь как результат отклонения соматического возбуждения от психики, куда доступ запрещён.

Лакан связывает тревогу, возможность утраты и оргазм. Он даже говорит о том, что оргазм можно воспринимать как один из видов тревоги. Он – предвестник утраты (после состояния оргазма наступает состояние детумесценции). Именно поэтому, как говорит Лакан, испытать оргазм дано далеко не каждому. Если субъект не способен утратить – он не способен испытать оргазм. Так что в работе с такими симптомами как половое бессилие или фригидность – аналитик работает с тревогой и возможностью утраты объекта.

Современное общество потребления предлагает изобилие объектов, которые буквально переполняют субъекта, чтобы тот мог уйти от чувства тревоги (вещи, идеи об идеальной матери или жене и т.д.). И за этот уход от тревоги человек готов платить деньги. Но часто оказывается, что за такое переполнение приходится платить гораздо дороже – серьёзными психосоматическими заболеваниями.

Желание подразумевает возможность утраты. И чтобы от тревоги продвинуться в сторону желания необходимо что-то утратить. Анализ даёт свой взгляд на мир. Обнажается истина, что желание – это обман, иллюзия. Утерянный объект уже ничто не заменит, а Другой не всемогущ и больше не может ответить на наши вопросы. И единственное, что может удовлетворить субъекта – это признание нехватки, пустоты, которые ничем не могут быть заполнены.

Инна Щербина

ЧОУ ДПО «Сибирский Институт Психоанализа» является единственным за Уралом учебным образовательным учреждением, которое проводит полномасштабную психоаналитическую подготовку, включая: психоаналитическое образование, персональный дидактический психоанализ (собственный персональный анализ), супервизорская поддержка начала психоаналитической работы.

Институт осуществляет ежегодный набор студентов и слушателей для получения теоретического и практического обучения психоанализу на базе среднего и высшего образования. Прием студентов и слушателей на обучение производится на основании результатов собеседования.

Полный цикл обучения в Институте составляет 3 года и осуществляется в формах вечерней, заочной и очно-заочной с применением дистанционных технологий обучения.

По завершении обучения в Институте выдается документ об окончании Института и получении психоаналитического образования.