4 и 5 октября 2013 г. 4-е Ателье ЛАКАН В РОСИИ. РЕБЕНОК И ЕГО СИМПТОМЫ

IV АТЕЛЬЕ ЛАКАН в РОССИИ

Председатель и ведущий – Жак-Ален Миллер

РЕБЕНОК И ЕГО СИМПТОМЫ

Практика, ориентированная психоанализом

МОСКВА

АННОТАЦИЯ

 

Сама тема этого, вот уже четвёртого, «Ателье Лакан в России», указывает на то, каким образом психоанализ предоставляет особую точку опоры в ходе встречи клинициста с ребёнком, причём неважно, происходит ли эта встреча в рамках психоаналитического лечения или психотерапии, в ходе работы в учреждении, лечебном или образовательном. Речь идёт об опоре на симптом, то есть на то, что «не ладится», на нарушение, трудность, помеху в жизни ребёнка или в его взаимоотношениях с окружением. Опираясь на то, что не ладится, психоаналитик позволяет возникнуть особому фундаментальному положению, состоящему в том, что ребёнок вовсе не полностью зависит от тех, кто ухаживает за ним или подвергает его плохому обращению, а также от того образа, что либо мы, либо он сам, создаём на его месте. Существует вот эта, никому не принадлежащая, «безвозмездная» часть, и именно такое положение дел парадоксальным образом превращает симптом во что-то ценное, причём вопреки всем тем страданиям и неудобствам, которые он приносит. Часть эта, ускользающая от приводящих в гармоничное движение этот мир законов рынка, и законов, связанных с образом, предстаёт в качестве того, что «заедает», порой как что-то неприятное для ребёнка или его окружения. И, тем не менее, именно там он обнаруживает для себя наиболее надёжные точки опоры, а перед клиницистом стоит задача в том, чтобы учитывать такое положение дел в работе.

Как это уже было в случае Первого Ателье в 2010 году, в этот раз у нас будет шанс работать над представляемыми случаями рука об руку с Жаком-Аленом Миллером, который будет председательствующим и ведущим предстоящего Ателье. Ребёнок и его симптомы не перестают нас учить!

Симптомы ребёнка множатся по мере того, как этого ребёнка всё больше и больше начинают окружать всяческие механизмы, направленные на оценку его соответствия нормам когнитивного и психологического развития. Эти оценочные протоколы просто-напросто скрывают тот самый элемент, который собственно и является причиной нарушений, а тесты его даже не учитывают, хотя без его учёта ни один ребёнок не соглашается на эту игру в вопрос-ответ. Так вот, элемент этот называется «требование» (или запрос), и те симптомы, которые может демонстрировать ребёнок, устроены в соответствии с теми дискурсами (социальными связями), в которых этому требованию удалось найти для себя место, и в соответствии с теми функциями, которые это требование стремится прибрать к рукам:

  • речь идёт о требованиях «семейных», которые относятся, скажем так, к общим функциям, связанным с телом, и им соответствуют такие телесные симптомы, как проблемы со сном, нарушения питания, выделительных функций, а также нарушения речи и языка;
  • о требованиях «школьных», которые относятся к познавательным способностям и овладению моторикой собственного тела, им соответствуют различные формы гиперактивности, трудности с концентрацией внимания, а также всевозможные «дис-» (дис-лекси, -графии, -праксии, -графии, -калькулии, и т.д.);
  • требования, относящиеся к процессу воспитания, которые непосредственно отсылают к социальным связям, и здесь мы обнаруживаем трудности с поведением, различные формы непослушания и неповиновения, а также любые формы аддикций, появление которых не щадит и самых юных;
  • стоит не забывать также и такую специфическую позицию, когда ребёнок начинает защищаться перед лицом требования: аутистический уход в себя, маниакальное возбуждение или депрессия, объединяемые под титрами биполярного нарушения, тревожного расстройства или обсессивно-компульсивного расстройства.

Чему нас учит этот список разношёрстных симптомов – выходцев из классической психиатрии и «современной» диагностической системы DSM-IV? Ну разве что вот чему: дитя человеческое, говорящее существо, не находит иного способа найти для себя место, вписаться в дискурс Другого, кроме как симптоматически, с помощью симптомов. Таков его способ зацепиться, создать связывающие узлы, который, в эту эпоху детства, становится так заметен, так слышим и ощутим, и свидетельствует об одной из сторон симптома: симптом – это социальная связь.

Симптом ребёнка, которому Лакан отдал должное в своей работе «Заметка о ребёнке» (на русск. языке: «Международный психоаналитический журнал» №2), обнаруживается связанным и с несколько иной логикой, опирающейся на то, что ребёнок говорит, на специфику его отношений с означающими и объектами наслаждения. Будучи сконструированным в соответствии с этой логикой, в процессе встречи с клиницистом, серьёзно относящимся к знанию ребёнка, «симптом оказывается на месте, откуда возможно получить ответ на вопрос о том, что является симптоматическим в семейной структуре», либо он «представляет истину семейной пары», либо «его происхождение оказывается непосредственно связанным с субъективностью матери». Конечно же, Лакан нам здесь показывает способ, которым симптом устанавливает связь со структурой Другого, его желанием и его наслаждением. Но остаётся ещё вопрос и о том, как обходиться со знанием, которое непосредственно относится к либидинальным интересам субъекта, с этим ценнейшим заповедником, созданным для того, чтобы дать приют его желанию, уберечь от «железной поступи каприза Другого». И здесь, таким образом, возникает вторая сторона симптома: симптом – это заповедник, в котором обитает наслаждение.

Отсюда происходит проповедуемая Лаканом «верность» «формальной оболочке симптома», а также точность и уважение, которые мы возьмём на вооружение, когда будем обсуждать клинические случаи, что представят наши коллеги в ходе предстоящего Ателье, случаи, с которыми они имели дело либо:

  • в ходе психоаналитического лечения ребёнка или подростка; либо
  • в принимающем или лечебном учреждении для детей или подростков; либо
  • в рамках образовательной или педагогической структуры.

Черновые варианты случаев, планируемых для представления, должны быть направлены не позднее 30 июня Михаилу Страхову (mstarkhov@gmail.com), Инге Метревели (inga.metreveli@gmail.com) и Даниэлю Руа (danielroy@wanadoo.fr). Окончательные варианты текстов должны будут быть подготовлены на русском и французском языках.

Информация: www.freudien.com

ЧОУ ДПО «Сибирский Институт Психоанализа» является единственным за Уралом учебным образовательным учреждением, которое проводит полномасштабную психоаналитическую подготовку, включая: психоаналитическое образование, персональный дидактический психоанализ (собственный персональный анализ), супервизорская поддержка начала психоаналитической работы.

Институт осуществляет ежегодный набор студентов и слушателей для получения теоретического и практического обучения психоанализу на базе среднего и высшего образования. Прием студентов и слушателей на обучение производится на основании результатов собеседования.

Полный цикл обучения в Институте составляет 3 года и осуществляется в формах вечерней, заочной и очно-заочной с применением дистанционных технологий обучения.

По завершении обучения в Институте выдается документ об окончании Института и получении психоаналитического образования.