Почему невыгодно быть здоровым и богатым

Доклад с третьего Съезда психотерапевтов, психиатров, психологов и консультантов Сибирского Федерального Округа «Психиатрия, психотерапия и психологическое консультирование в Сибири: Современные тенденции и перспективы. Взгляд в будущее», 3 – 8 апреля 2013 года, Новосибирск.

 

В своем выступлении я расскажу о некой психической инстанции, по-моему это -центральная часть психоанализа, - о желании Субъекта бессознательного во Фрейдовском, в Лакановском понимании, о том действительном Желании, которое есть у каждого человека, которым выстраивается вся жизнь человека и по отношению к которому верно утверждение "Желание всегда исполняется". Фаталист считает это желание судьбой, буддист – кармой. Это Желание является бессознательным желанием и отличается и от потребности, и от тех "хочу", которые каждый из нас произносит, как - будто бы, выражая свое желание. Известный психоаналитик, последователь Фрейда Жак Лакан сказал о бессознательном Желании – это то, что "отчуждается от потребности", то, что "появляется в своего рода выбросе". Это Желание – главный и единственный побудитель человеческого бытия. Человек живет, всегда исполняя свое бессознательное Желание. Человек живет для исполнения своего бессознательного Желания. Человек живет благодаря своему бессознательному Желанию. Это Желание является движущей силой жизни человека, тем, что мотивирует человека любить, строить отношения, заниматься творчеством, добиваться признания, достигать успехов, получать награды, развиваться, совершенствоваться и просто жить. Это то, что нас увлекает к новым достижениям и победам, делает нашу жизнь яркой, радостной, счастливой. При этом у этого Желания есть еще одна характеристика, и это – не "обратная сторона медали", это природная сущность бессознательного Желания, которая заключается в том, что это Желание – естественная составляющая психики человека, ее бессознательной части и оно не поддается оценке с позиции здравого смысла, норм морали, категорий нравственности. Это Желание не приходит обработку психической цензурой. Если бы бессознательному Желанию можно было дать эмоциональную оценку, то иногда его можно было бы назвать жестоким, циничным, коварным, злокозненным, вероломным, может быть опасным. Жак Лакан говорит о том, что бессознательное Желание человека носит парадоксальный, девиантный, неустойчивый, эксцентрический и даже скандальный характер.

Как же бессознательное Желание проявляется в жизни человека?

Зигмунд Фрейд, тексты которого отличаются максимальной корректностью и тактичностью, в своей работе "О начале лечения" высказывает, казалось бы, несколько резкое суждение.

Фрейд говорит: "… в силу внешних, как и внутренних причин аналитическая терапия почти недоступна бедным людям. С этим едва ли что можно поделать.".

Разгадкой такой категоричности является дальнейший логически выверенный довод Фрейда, согласно которому бедняк действительно не пойдет к психоаналитику. И дело тут не в невозможности оплачивать сеанс психоанализа. Фрейд говорит, что если бедняк встретился с болезнью, то получает от своего нового состояния некое значительное преимущество, которое делает для него лечение невыгодным. Это преимущество Фрейд назвал "вторичной выгодой". Человек, который тяжело трудился, зарабатывая "хлеб насущный", имел обязательства, иногда чрезмерные, став больным получает уход, внимание, материальное обеспечение, освобождение от обязанностей. Бессознательное желание получить признание, заботу, избавление от материальной нужды достигается с меньшими усилиями. То, что раньше давалось с большим трудом, достается даром и с позиции, того, что Фрейд назвал "вторичной выгодой от болезни", от этого дара неразумно отказываться.

Таким образом работает парадокс бессознательного Желания. Осознано человек заявляет: "Хочу быть здоровым и богатым", но повинуясь бессознательному Желанию живет в несчастьях и болезнях, удовлетворяясь вторичной выгодой.

Приведу пример из жизни одной семьи, в которой есть мать, отец и двое сыновей, имеющих разницу в возрасте 16 лет. С 18 до 22 лет старший сын Дмитрий жил отдельно от родителей. Мать очень переживала по поводу "неустроенности" жизни Дмитрия, говорила, что "сын неухожен", "сын плохо питается", "Дмитрия окучивают разные лахудры, от которых сын ничего хорошего не видит", "сын постоянно попадает в разные истории". Три года назад, когда Дмитрию было 22 года, он попал в автомобильную аварию, получил черепно-мозговую травму и с тех пор находится в коме. В первые несколько месяцев после травмы врачи осуществляли различные активные действия по приведению Дмитрия в сознание. Улучшений не последовало и Дмитрий был переведен на домашнее содержание. Сейчас более трех лет Дмитрий находится в коме, в вегетативном состоянии в доме у родителей. Родители приобрели специальное оборудование, специальные принадлежности для лежачих больных. Основной уход за Дмитрием осуществляет мать Ирина. Можно сказать, что Ирина полностью посвящает свою жизнь старшему сыну. Она ночует в комнате, где находится Дмитрий, днем отлучается от сына на короткое время. Заботу о младшем сыне, решение бытовых вопросов, материальное обеспечение семьи осуществляет отец – муж Ирины Николай. При этом отношения между Ириной и Николаем сильно ухудшились, они часто ссорятся. Николай сетует, что "младший сын растет без матери", "в доме нет хозяйки". Родственники обращаются к Ирине с советами нанять сиделку и уделять время младшему сыну, мужу, однако Ирина отвечает категорическими отказами. Ирина говорит, что "лучше меня о сыне никто не позаботиться", "я его лучше чувствую и знаю, что ему нужно", "когда я рядом с Дмитрием, я спокойна".

Бессознательным Желанием многих матерей является желание оградить своих детей от всех невзгод, укрыть от возможных неприятностей, обеспечить ребенку самую надежную защиту, иначе говоря, вернуть ребенка обратно в материнское лоно. Ребенок тогда будет в безопасности, вот только жить, находясь в материнской утробе, ребенок самостоятельно не сможет. От мам можно услышать: "Я хочу, чтобы мой ребенок был самостоятельным". Сознательно мама заявляет о желании отделить ребенка от себя. При этом начинает фразу со слов: "Я хочу, чтобы мой ребенок…"., тем самым выказывая свое истинное, бессознательное Желание полностью распоряжаться жизнью своего ребенка и отказывает ему в самостоятельности.

Также и в приведенном случае с Ириной и ее сыном Дмитрием. Бессознательным Желанием Ирины является желание быть всегда рядом со старшим сыном, по сути, вернуться к тому детскому периоду жизни, когда мать является для ребенка единственным источником любви, заботы, ласки, внимания, когда жизнь ребенка полностью зависит от матери. Ирина тяжело переживала расставание с Дмитрием, когда тот жил отдельно и, получив возможность восстановить опеку над сыном, бессознательно будет сохранять ситуацию его беспомощности, зависимости от себя. Это существенно снижает шансы Дмитрия на выздоровление. В этом и проявляется парадоксальность, девиантность, эксцентричность, скандальность Желания субъекта бессознательного.

Если выдать Ирине рекомендации, дать совет уделять больше внимания младшему сыну, мужу, отдать старшего сына на попечение сиделке, Ирина может попытаться их выполнить, однако бессознательное Желание будет увлекать Ирину восстановить неразрывный альянс со старшим сыном, вернуть сына в безопасную материнскую утробу и это Желание исполнится тем или иным способом.

Какой же выход из этой ситуации?

Мы отметили, что у бессознательного Желания есть одна особенность: человек обязательно озвучивает свое бессознательное Желание, проговаривает его в неявном, закамуфлированном виде. И, если это Желание мешает человеку быть "здоровым и богатым", здесь начинается работа психоаналитика. Задачей психоаналитика на аналитическом сеансе, то, в чем, собственно, заключается труд и профессиональное мастерство аналитика, является услышать бессознательное Желание анализанта и познакомить анализанта с его Желанием. Познакомить, разумеется, в той степени, в которой способна выдержать психика человека. Психоаналитик не дает инструкций или рекомендаций, психоаналитик помогает человеку услышать свое истинное Желание, вывести его из сферы бессознательного, назвать его, дать ему означающие и тогда, в чем, собственно, и заключается "магия" психоаналитической терапии, человек осознает свое Желание, получает свободу выбора реализации своего Желания, видит другие жизненные возможности, жизнь человека становится доброжелательней.

 

Дронова Галина Александровна, 2013 г.

ЧОУ ДПО «Сибирский Институт Психоанализа» является единственным за Уралом учебным образовательным учреждением, которое проводит полномасштабную психоаналитическую подготовку, включая: психоаналитическое образование, персональный дидактический психоанализ (собственный персональный анализ), супервизорская поддержка начала психоаналитической работы.

Институт осуществляет ежегодный набор студентов и слушателей для получения теоретического и практического обучения психоанализу на базе среднего и высшего образования. Прием студентов и слушателей на обучение производится на основании результатов собеседования.

Полный цикл обучения в Институте составляет 3 года и осуществляется в формах вечерней, заочной и очно-заочной с применением дистанционных технологий обучения.

По завершении обучения в Институте выдается документ об окончании Института и получении психоаналитического образования.