«Как человечеству в целом, так и отдельному человеку трудно сносить жизнь».
Зигмунд Фрейд («Будущее одной иллюзии»).
«В психической жизни человека всегда присутствует «другой». Он, как правило, является образцом, объектом, помощником или противником, и поэтому психология личности с самого начала является одновременно также и психологией социальной в этом расширенном, но вполне обоснованном смысле».
Зигмунд Фрейд («Психология масс и анализ Я»).
«Отдельно от общества культуры не существует. Культура - это как раз то, что держит нас вместе. Это не бесполезный паразит на теле, который лучше всего поскорее вычесать. Я советую его не трогать - он щекочет и не дает уснуть. Он пробудит ваши чувства, склонные под влиянием окружающих условий, то есть того, что другие, те, кто придет после вас, назовут вашей культурой, несколько задремать. А культурой это станет для них потому, что за этим будете для них стоять вы, а с вами и те социальные связи, чьим носителем вы являетесь. В конечном счете все к социальным связям и сводится. Эти связи и называю я дискурсом, ибо теперь, когда ясно стало, что устанавливаются они лишь постольку, поскольку укоренены в способе, которым запечатлевает собой кишащую массу говорящих существ язык, по другому их уже не назвать».
Жак Лакан (Семинары. Книга 20 «Ещё». стр. 65-66.)
«...если мать не слишком погружена в переживания ребенка и не слишком сильно идентифицируется с ним, она способна использовать свою мудрость, направляя ребенка наиболее полезным образом. В таком случае она получит полное удовольствие от возможности способствовать развитию ребенка - удовольствие, которое, к тому же, усиливается фантазиями сделать для ребенка то, что ее мать делала для нее, или то, что она желала, чтобы мать сделала».
Мелани Кляйн («Любовь, вина и репарация»).
«Нет ничего уничижительного в квалификативном определении «невротический». Наша «воля» ничего не может против невротических симптомов, кроме разве того, чтобы усугубить. Наш разум действует так же. Разум и воля, используемые, чтобы спрятать от самого себя и от других свои аффективные трудности, отрицая и в то же время преоболевая их сознательно, - оружие, недостойное искреннего человеческого существа».
Франсуаза Дольто («Психоанализ и педиатрия»).